Чикагское Утверждение о безошибочности Библии
Чикагское утверждение о безошибочности Библии – это современное,
исторически обоснованное утверждение о позиции относительно Библии, которой
придерживалась христианская Церковь на протяжении 2 000 лет, а также Иисус
и все библейские авторы. В 1970-ые гг. появилась необходимость широким кругам
богословов определить, каков библейский и исторический обоснованный взгляд на
Библию, так как в большинство евангельских деноминаций, церквей и учебных
заведений широко проникли либеральные и неортодоксальные взгляды на Писание.
В ХХ веке большинство философских и богословских дебатов проходило вокруг
вопроса: «Как я могу знать, что это истина?» Безошибочность написанного Слова
Божьего является христианским ответом на этот основной вопрос.
Большинство из 19 статей о безошибочности в этом утверждении связаны с
вопросами, на которые должен быть дан ответ перед тем, как формулировать
богословское утверждение о Писании.
Чикагское Утверждение о безошибочности Библии было сформулировано на
международной конференции евангельских лидеров, которую организовал
Международный Совет по Безошибочности Библии и которая проходила осенью 1978 г.
в отеле Hyatt Regency O'Hare.
Чикагское Утверждение подписали более 300 известных евангельских христиан,
среди которых (в алфавитном порядке) Джеймс Бойс, Норманн Л. Гейслер, Джей
Гримстед, Карл Ф. Генри, Кеннет Кантцер, Харольд Линдсел, Джон Ворвик
Монтгомери, Роджер Николь, Дж. Пакер, Роберт Пройс, Эрл Рэдмэйхер, Фрэнсис
Шеффер, Ричард Спраул, Джон Венхэм. Чикагское Утверждение ещё раз провозглашает
безошибочность Библии как общепринятую ортодоксальную точку зрения в
евангельских кругах.
Статьи утверждения и отрицания
Авторитет Писания является ключевым вопросом для
христианской Церкви как в настоящем, так и в любом другом веке. Те, кто
исповедует веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, призваны являть
реальность своего ученичества через смиренное и верное послушание написанному
Слову Божьему. Отход от Писания в вопросах веры или поведения означает
неверность нашему Господу. Для полного понимания и адекватного исповедания
власти Священного Писания необходимо признание его истинности и достоверности.
Последующее Утверждение заново закрепляет безошибочность
Писания, проясняя наше понимание этого вопроса и предостерегая против отрицания
безошибочности. Мы убеждены, что отрицание безошибочности означает отвержение
свидетельства Иисуса Христа и Духа Святого и отказ подчиняться требованиям
Слова Божьего, которое является знаком истинной христианской веры. Мы считаем,
что мы просто обязаны сделать это заявление сейчас, пред лицом всевозможных
отклонений от истины о безошибочности Писания среди наших братьев-христиан и в
свете непонимания этой доктрины в мире вообще.
Это Утверждение состоит из трех частей: Краткое утверждение,
Статьи утверждения и отрицания и сопутствующее Объяснение. Документ был
подготовлен в течение трехдневной консультации в Чикаго. Подписавшие Краткое
утверждение и Статьи хотели выразить свое убеждение в безошибочности Писания и
ободрить и вдохновить друг друга и всех христиан на то, чтобы все более ценить
и понимать эту доктрину. Мы признаем, что у этого документа, подготовленного на
короткой, насыщенной конференции, есть свои ограничения и не претендуем на
придание ему значимости исповедания веры. Тем не менее, мы рады, что в
результате совместных обсуждений укрепилась наша убежденность, и мы молимся о
том, чтобы подписанное нами Утверждение было использовано во славу нашего Бога
для новой реформации Церкви в вопросах веры, жизни и миссии.
Мы предлагаем это Утверждение не в духе полемики, а в духе
смирения и любви, в котором мы хотели бы и продолжать любой возможный в будущем
диалог. Мы с радостью признаем, что многие из тех, кто отрицает безошибочность
Писания, не проявляют результатов этого отрицания в других аспектах своей веры
и поведения, и мы также осознаем, что мы, исповедующие данную доктрину, часто
на деле отрицаем ее тем, что не умеем все свои мысли и дела, традиции и
привычки по-настоящему подчинить Божественному Слову.
Мы приветствуем любой отклик на это Утверждение от каждого,
кто будет видеть необходимость исправления утверждений о Писании в свете самого
Писания, под чьим непогрешимым авторитетом мы стоим и говорим. Мы не претендуем
на личную непогрешимость в том свидетельстве, которое мы несем, и будем
благодарны за любую помощь, которая даст нам возможность улучшить это
свидетельство о Слове Божьем.
1. Бог, Который есть Истина и говорит лишь истину, вдохновил
Священное Писание для того, чтобы открыть Себя падшему человечеству через
Иисуса Христа как Творца и Господа, Искупителя и Судью. Священное Писание есть
свидетельство Бога о Себе Самом.
2. Священное Писание, будучи Словом Божьим, написанным подготовленными
людьми под водительством Его Духа, является неоспоримым божественным
авторитетом во всех вопросах, которых оно касается: ему нужно верить, как Божьим
повелениям, во всем, что оно утверждает, слушать во всем, чего оно требует,
принимать, как залог от Бога, все его обещания.
3. Дух Святой, Божественный Автор Писания, подтверждает его
истинность нам посредством внутреннего свидетельства, и открывает наш разум для
понимания смысла Писания.
4. Будучи полностью и словесно данным Богом, Писание не
имеет ошибок или погрешностей во всех своих учениях, так же, как и в
утверждениях о Божьих деяниях в творении, о событиях мировой истории и о том,
что оно само исходит от Бога, равно как и в свидетельстве о Божьей спасающей
благодати в жизни отдельных людей.
5. Авторитет Писания неизбежно ослабляется, если вся эта
божественная безошибочность каким-либо образом ограничивается, или
пренебрегается, или делается зависимой от взглядов на истину, противоречащих
библейскому. Такие отклонения серьезно вредят как отдельным людям, так и
Церкви.
Статьи
утверждения и отрицания
Статья I
Мы утверждаем, что Священное Писание
должно приниматься как авторитетное Слово Божье.
Мы отрицаем, что источником авторитета Писания
является Церковь, традиции или любой другой человеческий источник.
Статья II
Мы утверждаем, что Писание является высшей записанной
нормой, через которую Бог взывает к совести, и что авторитет Церкви подчиняется
авторитету Писания.
Мы отрицаем, что символы веры, соборы или заявления Церкви
имеют авторитет, больший или равный авторитету Библии.
Статья III
Мы
утверждаем, что все написанное Слово – это откровение, данное Богом.
Мы
отрицаем, что Библия – это просто свидетельство об откровении или же становится
откровением в какой-то особой ситуации, или в своей ценности
зависит от отношения к ней людей.
Статья IV
Мы
утверждаем, что Бог, сотворивший человечество по Своему образу, в качестве
способа откровения использовал язык.
Мы
отрицаем, что человеческий язык настолько ограничен нашей сотворенностью, что непригоден для донесения божественного
откровения. Мы также отрицаем, что испорченность человеческой культуры и языка
грехом воспрепятствовала Божьему вдохновению в написании Слова.
Статья V
Мы
утверждаем, что Божье откровение в Священном Писании было постепенным.
Мы
отрицаем, что любое более позднее откровение, которое может дополнять более
раннее откровение, в чём-либо исправляет его или противоречит ему. Мы также
отрицаем, что с того, момента, когда было завершено написание Нового Завета,
было дано какое-либо «нормативное» откровение.
Статья VI
Мы
утверждаем, что все Писание и все его части, вплоть до выбора самих слов
оригинала, было дано через божественное вдохновение.
Мы
отрицаем, что можно говорить о вдохновенности всего Писания, но не его
отдельных частей, или наоборот – отдельных частей, а не целого.
Статья VII
Мы
утверждаем, что вдохновение – это работа Бога Его Духом Святым через авторов-людей,
благодаря которой мы имеем Его Слово. Оригинал Писания является божественным.
Сам процесс божественного вдохновения во многом остается тайной для нас.
Мы
отрицаем, что богодухновенность можно свести к человеческому вдохновению или к
любым возвышенным состояниям сознания.
Статья VIII
Мы
утверждаем, что Бог для Своего дела вдохновения использовал отдельных личностей
и литературные стили тех авторов, которых Он избрал и подготовил.
Мы
отрицаем, что Бог, побуждая этих авторов использовать именно те слова, которые
Он избрал, подавил их личности.
Статья IX
Мы
утверждаем, что богодухновенность, хотя и не подразумевая полной научности, гарантирует
истинное и достоверное описание всех вопросов, о которых говорили и писали библейские
авторы.
Мы
отрицаем, что ограниченность или падшая натура этих людей так или иначе
исказила или внесла нечто ложное в Слово Божье.
Статья X
Мы
утверждаем, что богодухновенность, строго говоря, применима только к оригинальным
рукописям текста Писания, которые, по провидению Божьему, могут быть очень
точно получены из доступных манускриптов. Мы также утверждаем, что копии и
переводы Писания являются Словом Божьим в той степени, в которой они верно
представляют оригинал.
Мы
отрицаем, что отсутствие оригиналов рукописей повлияло на какой-либо
существенный элемент христианской веры. Мы также отрицаем, что это отсутствие делает
утверждение о безошибочности Писания несостоятельным или неприемлимым.
Статья XI
Мы
утверждаем, что Писание, будучи данным нам через божественное вдохновение, непогрешимо,
и таким образом не может вводить нас в заблуждение, но является истинным и
надежным в любом из рассматриваемых в нем вопросов.
Мы
отрицаем, что Библия одновременно может быть непогрешимой и ошибаться в своих
утверждениях. Мы можем различать непогрешимость и безошибочность, но не имеем
права их разделять.
Статья XII
Мы
утверждаем, что все Писание безошибочно и в нем нет заблуждений, обмана и мошенничества.
Мы
отрицаем, что безошибочность и непогрешимость Библии касаются только духовной,
религиозной тем и темы искупления и не относятся к истории и науке. Мы также
отрицаем, что научные гипотезы о прошлом Земли могут быть использованы для
опровержения библейского учения о сотворении и потопе.
Статья XIII
Мы
утверждаем, что уместно использовать термин «безошибочность» в качестве
теологического термина по отношению к полной истинности Писания.
Мы
отрицаем, что будет уместным оценивать Писание в соответствии со стандартами
истины и ошибочности, чуждыми его использованию или цели. Мы также отрицаем,
что безошибочность можно отвергнуть через то, что в Библии не соблюдается
современная техническая точность, есть неточности грамматики или правописания,
описания природы сделаны с точки зрения простых наблюдений, также в ней
сообщается о различных заблуждениях, используются преувеличения и округленные
цифры, материал подан тематически, в параллельных описаниях одних и тех же
событий они могут описываться несколько различно и используются вольные цитаты.
Статья XIV
Мы
утверждаем единство и внутреннюю последовательность Писания.
Мы
отрицаем, что предполагаемые ошибки и расхождения, которые еще не разрешены,
делают неистинными заявления Библии.
Статья XV
Мы
утверждаем, что доктрина о безошибочности основана на библейском учении о
богодухновенности.
Мы
отрицаем, что учение Иисуса о Писании может быть отвергнуто из-за предположения
о том, что Он приспособился к общепринятому мнению или вследствие каких-либо
естественных ограничений Его человеческой природы.
Статья XVI
Мы
утверждаем, что доктрина безошибочности Писания была свойственна вере христианской
Церкви на протяжении всей ее истории.
Мы
отрицаем, что безошибочность – это доктрина, изобретенная схоластическим
протестантизмом, или же реакционная позиция, выдвинутая в ответ на негативную
высокую критику.
Статья XVII
Мы
утверждаем, что Дух Святой свидетельствует о Писании, давая верующим
уверенность в истинности написанного Слова Божьего.
Мы
отрицаем, что это свидетельство Духа Святого выступает изолированно от Писания
или противоречит ему.
Статья XVIII
Мы
утверждаем, что текст Писания должен толковаться путем грамматико-исторической экзегезы,
с учетом литературных форм и стилей, использованных в нем, и что Писание
истолковывает Писание.
Мы
отрицаем правомерность любого толкования текста и постановку под сомнение его
источников, ведущие к релятивизации, де-историзации или обесцениванию его
учения или отрицающих утверждения Писания о его авторстве.
Статья XIX
Мы
утверждаем, что для здравого понимания всей христианской веры жизненно важно признание
полного авторитета, непогрешимости и безошибочности Писания. Мы также
утверждаем, что подобное исповедание должно вести к большему отображению в нас
образа Христова.
Мы
отрицаем, что это исповедание необходимо для спасения. Тем не менее, мы
отрицаем, что безошибочность можно отрицать без серьезных последствий как для
каждого отдельного человека, так и для Церкви в целом.
Наше понимание доктрины безошибочности должно сопровождаться
пониманием более широкого учения Писания о нем самом. Ниже дается набросок
доктрины, на которую опирается и из которой выводится наше Утверждение и Статьи.
Сотворение,
откровение и вдохновение
Бог, сотворивший все Словом Творца и управляющий всем
посредством Своего Слова-закона, создал человека по Своему образу для жизни в
общении с Ним, по модели вечного общения любви внутри Божества. Помимо того,
что Бог открывается через сотворенный мир и последовательность событий, которые
происходят в нем, люди, начиная уже с Адама, получали от Него словесные послания
непосредственно, как об этом говорится в Писании, или косвенно, в форме части
Писания или всей Библии.
Когда произошло грехопадение Адама, Бог не оставил
человечество до дня страшного суда, а пообещал спасение и стал открываться в
качестве Искупителя через ряд исторических событий, центром которых стала семья
Авраама, а кульминацией – жизнь, смерть, воскресение, нынешнее небесное
служение и обещанное возвращение Иисуса Христа. В этих рамках Бог время от
времени давал грешным людям особые слова суда и милости, обетования и заповеди,
таким образом приводя их к отношениям завета взаимного посвящения между Богом и
людьми. Суть этих отношений в том, что Бог благословляет их дарами благодати, а
люди воздают Ему в ответ поклонение. Моисей, которого Бог призвал быть посредником,
чтобы донести Его слово народу Израильскому во время Исхода, возглавляет
длинную череду пророков, через чьи уста и записи Бог посылал слово спасения
Израилю. Целью Бога в этой последовательности посланий было поддержание Его
завета через побуждение Его народа знать имя Бога – которое является Его природой – и Его волю,
открытую как в наставлениях, так и в Его цели, как для настоящего, так и для
будущего. Эта череда людей, пророчески говоривших от имени Бога, достигла
своего завершения в Иисусе Христе, воплощенном Слове Божьем, Который и Сам был
пророком – больше, чем пророком, но не меньше – и в апостолах и пророках
первого поколения христиан. Когда окончательное и наивысшее послание Бога, Его
слово миру об Иисуса Христе было сказано и разъяснено апостолами и их
помощниками, последовательность подобных посланий закончилась. С тех пор Церкви
надлежало жить и познавать Бога через то, что Он уже сказал раз и навсегда.
На горе Синай Бог записал условия Своего завета на каменных
скрижалях, как вечное свидетельство о Нем, а также для того, чтобы к ним можно
было всегда обратиться. В период пророческих и апостольских откровений Он побуждал
людей записывать послания, которые были даны им и через них, а также записывать
то, каковы были отношения Бога и Его народа, и моральные размышления о жизни в
завете и о формах хвалы, а также молитвы о милости завета. Теологическая
реальность богодухновенности в написании библейских текстов соотносима с
реальностью богодухновенности устных пророчеств так: хотя личности тех, кто
записывал библейские тексты, выражались в том, что они писали, слова
указывались божественным образом. Следовательно, то, что говорит Писание,
говорит Сам Бог, авторитет Писания – это авторитет Бога, так как Он является
его Автором, дав нам Писание через умы и слова избранных и подготовленных
людей, которые в свободе и верности «изрекали его … будучи движимы Духом Святым»
(2 Пет.1:21). Священное Писание должно признаваться Словом Божьим на основании
его божественного происхождения.
Авторитет: Христос и Библия
Иисус Христос, Сын Божий, Слово, ставшее Телом, наш Пророк,
Священник и Царь, является высшим Посредником в общении Бога с человеком и в
донесении человеку всех Божьих даров благодати. Откровение, данное через Него,
было более чем просто словесным, Он открыл нам Отца как Своим присутствием, так
и Своими делами. Но Его слова также были чрезвычайно важны, ибо Он был Богом,
говорил от Отца, и Его Слово будет судить людей в последний день.
Иисус Христос, будучи Мессией, о Котором были записаны
пророчества, является главной темой Писания. В Ветхом Завете описывается
ожидание Его пришествия, Новый Завет говорит о Его первом пришествии и об
ожидании второго. Каноническое Писание является богодухновенным и,
следовательно, нормативным свидетельством о Христе. Следовательно, все
герменевтические подходы, не ставящие в центр исторического Христа, неприемлемы.
К Священному Писанию необходимо относиться соответственно тому, чем оно и
является – свидетельством Отца о воплощенном Сыне.
Очевидно, что канон Ветхого Завета был утвержден ко времени
прихода Иисуса. Таким же образом, канон Нового Завета сейчас завершен,
поскольку уже нет возможности нового свидетельства апостолов об историческом
Христе. И до времени второго пришествия Христа уже не будет дано никакого
нового откровения (здесь не имеется в виду понимание уже существующего
откровения под водительством Святого Духа). Канон был создан божественным
вдохновением, и Церковь в этом процессе должна была увидеть канон, созданный
Богом, а не изобрести свой собственный.
Слово «канон», обозначающее правление стандарта, указывает
на авторитет, в свою очередь свидетельствующий о праве на руководство и
контроль. В христианстве авторитет принадлежит Богу в Его откровении, что, с одной стороны,
обозначает Иисуса Христа, живое Слово, а с другой – Священное Писание, Слово
записанное. Но авторитет Христа и Писания един. Христос, наш Пророк,
засвидетельствовал, что Писание не может быть нарушено. Как наш Первосвященник
и Царь, Он посвятил свою земную жизнь исполнению закона и пророков, будучи
послушен до смерти во исполнение пророчеств о Мессии. Таким образом, рассматривая
Писание как Слово, которое свидетельствовало о Нем и Его власти, Он Своим
подчинением Писанию засвидетельствовал о его авторитете. Как Он подчинился
повелениям Его Отца, данным в Его Библии (наш Ветхий Завет), так же Он желает,
чтобы Его ученики подчинились тому, что сказано в Библии, в соответствии с тем,
что засвидетельствовали о Нем апостолы, будучи вдохновлены на это Его Духом
Святым. Итак, верное служение христиан Господу видно в том, что они подчиняются
божественным повелениям, данным в пророческих и апостольских посланиях, из
которых и состоит Библия.
Таким образом, Христос и Писание, подтверждающие власть и
авторитет друг друга, сливаются в единый источник власти. Христос, Которого мы
понимаем на основании толкования Библии, и Библия, центром которой является
Христос и которая провозглашает послание о Христе, с этой точки зрения едины.
Как из факта богодухновенности мы делаем вывод о том, что то, что говорит
Писание, говорит Бог, так из открывшейся нам взаимосвязи между Иисусом Христом
и Писанием мы также можем сделать вывод, что то, о чем говорит Писание, говорит
Христос.
Непогрешимость, безошибочность и
толкование
Священное Писание, богодухновенное Слово, властно
свидетельствующее об Иисусе Христе, можно с полным на то основанием называть
«непогрешимым» и «безошибочным». Эти термины с отрицательным значением имеют
особую ценность, так как за ними стоят жизненно важные положительные истины.
«Непогрешимость» означает качество, говорящее, что его
обладатель не заблуждается и не вводит в заблуждение других. Таким образом,
этот термин радикально защищает истину о том, что Священное Писание – это
верный и надежный источник, на руководство которого можно полагаться во всех
вопросах.
Подобным образом, термин «безошибочность» означает, что его обладатель
свободен от ошибок, и таким образом, защищает положение о том, что Священное
Писание абсолютно истинно и можно доверять всем его утверждениям.
Мы утверждаем, что каноническое Писание всегда должно
толковаться на основании того, что оно безошибочно и непогрешимо. Тем не менее,
выясняя, что же именно богодухновенный автор вкладывает в какой-либо отрывок
текста, мы должны обращать пристальное внимание на его утверждения и характер
как творения рук человеческих. В процессе вдохновения Бог использовал культуру и
традиции окружения тех, кого Он использовал для написания Библии, окружения,
которое Он, в Своем суверенном промысле, держит под контролем, и было бы
неправильно считать иначе.
Таким образом, к истории необходимо относиться как к
истории, к поэзии – как к поэзии, к гиперболе и метафоре – как к гиперболе и
метафоре, к обобщению и приблизительному описанию – соответственно, и так
далее. Также следует помнить о различиях между литературными традициями в
библейские времена и в наши времена. Так как тогда, например,
непоследовательное в хронологическом плане описание и неточные цитаты были
обычным и вполне приемлемым делом и не нарушали ожиданий читателей, то мы,
находя подобные моменты в Библии, должны также относиться к этому и сейчас. В
случаях, когда абсолютная точность не является целью, то, безусловно, не
страшно, когда ее не добиваются. Под безошибочностью Писания подразумевается не
абсолютная точность в соответствии с современными стандартами, но точность в
смысле справедливости заявлений и достижении той степени конкретной истины, на
которую авторы были настроены.
Истинность Писания не может оспариваться тем, что в нем есть
расхождения в грамматических формах или правописании, феноменальные описания
природы, ложные утверждения (например, слова сатаны) или внешние расхождения
между различными отрывками. Неправильно будет применять так называемый
«феномен» Писания против учения Писания о нем самом. Нельзя, однако, игнорировать
очевидные внутренние расхождения. Если мы сумеем найти убедительное объяснение
каким-либо из этих внутренних расхождений, это укрепит нашу веру. Там же, где на данный момент нет убедительного объяснения, мы сможем
почтить Бога своим доверием Его заявлению, что Его Слово истинно, несмотря на
то, что может казаться иначе, и сохранением уверенности в том, что однажды эти
сомнения рассеются.
Ввиду того, что Писание – это произведение одного
божественного разума, толкование не должно выходить за рамки аналогии Писания и
должно избегать гипотез, которые исправляли бы один библейский отрывок с
помощью другого, неважно, во имя ли прогрессивного откровения или того, что
разум богодухновенного автора был несовершенно просвещенным.
Несмотря на то, что Священное Писание не ограничено
культурно (т.е. его учение универсально), иногда оно все же обусловлено
обычаями и традиционными взглядами определенного периода, и, следовательно,
применение его принципов сегодня требует несколько иного рода действий.
Скептицизм и критицизм
Со времен Ренессанса и, особенно, с эпохи Просвещения, стали
развиваться различного рода мировоззрения, скептически настроенные по отношению
к основным христианским доктринам. Это, например, агностицизм, отрицающий
возможность познания Бога, рационализм, отрицающий, что Бог непостижим,
идеализм, который отвергает Его трансцендентность, и экзистенциализм,
выступающий против рациональности в Его отношениях с нами. Если подобного рода
анти-библейские принципы вкрадываются в нашу теологию на уровне предположений,
как сегодня это часто и происходит, то уже невозможно верно истолковать
Писание.
Передача и перевод
Поскольку Бог нигде не обещал безошибочную передачу Писания,
мы должны признать, что только подлинный текст оригинальных документов был
богодухновенным и поддерживать критическое отношение как средство нахождения
каких-либо ошибок, которые могли вкрасться в текст в процессе его передачи. Тем
не менее, в результате исследований мы пришли к выводу, что еврейский и
греческий тексты очень хорошо сохранились. Поэтому мы можем с полной
уверенностью утверждать вместе с составителями Вестминстерского исповедания,
что в этом проявилось удивительное провидение Божье, а также заявлять, что
авторитет Писания ни в коей мере не пострадал от того, что копии, которые мы
имеем, содержат некоторые ошибки.
Подобным же образом, нет совершенных переводов, и все
переводы – это еще один шаг в сторону от подлинника. Однако лингвистика
доказывает, что по крайней мере христианам, говорящим на английском языке, в
этом отношении не о чем беспокоиться, поскольку у них есть множество прекрасных
переводов и они могут быть уверены в том, что подлинное Слово Божье им
доступно. На самом деле, ввиду частых повторений в Писании главных вопросов, о
которых оно говорит, и постоянного свидетельства Духа Святого о Слове и через
него, ни один качественный перевод Священного Писания не сможет настолько
нарушить его смысл, чтобы оно не смогло умудрить читающего его во спасение
через веру в Иисуса Христа (2 Тим.3:15).
Безошибочность и авторитет
В нашем утверждении авторитета Писания и полной его истинности
мы сознательно занимаем ту позицию, которую занимали Христос и апостолы,
которая представлена во всей Библии и соответствует традиционному взгляду
христиан на протяжении всей истории Церкви – с первых ее дней и до недавнего
времени. Мы обеспокоены тем, с какой легкостью, опрометчивостью и кажущейся
бездумностью имеющее столь большую значимость христианское положение было оставлено
очень многими людьми в наши дни.
Мы понимаем, что результатом отрицания полной истинности
Библии и одновременных претензий на подчинение ее авторитету становится
серьезное и глубокое смятение. Также результатом этого шага становится то, что
Библия, данная Богом, утрачивает свой авторитет, а вместо нее авторитет
приобретает библия, содержание которой уменьшено в соответствии с требованиями
критического мышления того или иного человека, и которое, в принципе, может
уменьшиться еще больше, раз уж человек начал это делать. Это означает, что в
итоге авторитетом сейчас пользуется независимый разум, противопоставивший себя
учению Писания. Если это сейчас еще не заметно и основные евангельские доктрины
еще сохраняются, то люди, отрицающие полную истинность Писания, могут притязать
на то, что они живут по Евангелию, в то время как методологически они уже отошли
от евангельского принципа знания к нестабильному субъективизму, и им будет
сложно не уйти еще дальше.
Мы утверждаем: то, что говорит Писание, говорит Бог. Да
будет Ему слава. Аминь и аминь.